Капитан женской сборной России по кёрлингу Алина Ковалёва в рамках этапа Мирового тура по кёрлингу среди смешанных пар «Arctic Cup 2021» в Дудинке, на котором в паре с Сергеем Глуховым завоевала бронзовые медали, пообщалась с журналистом «Sport24».
В ходе беседы российская кёрлингистка рассказала о прошедшем чемпионате мира среди женских команд, соревнованиях в Заполярье, а также о планах на олимпийский сезон и популяризации кёрлинга в России:
Как-то готовились с Сергеем Глуховым к этому турниру?
Нет, раньше вместе не тренировалась и к турниру особо не готовились. Виделись с Серёжей только на сборах в Кисловодске. Во время подготовки к чемпионатам мира иногда играли друг против друга. Играть в микст-дабл необычно. Немного сложно после долгих лет классики. У тебя никто не стоит на щётке, кидаешь больше на ощущениях, нет ориентира, который есть в классике. То же самое касается и свипа. В общем, работа, которую выполняют четыре человека, здесь разделена на двух.
Но выступать сразу в двух дисциплинах — реально. Например, чемпионы мира из Шотландии Дженнифер Доддс и Брюс Моат играют в классических командах, но выиграли национальный отбор в миксте, поехали на ЧМ и забрали там золото.
Как тебе Дудинка — один самых северных городов планеты?
Я здесь уже в третий раз. Сначала было необычно. Полярный день всё-таки. Ещё и шторы в первую поездку сильно пропускали свет — вообще не уснуть, просто лежишь на кровати. К тому же сказывается разница во времени — поздно засыпаешь, а утром мне вообще не хочется вставать.
Ты и кёрлинг. Как всё началось?
Я из маленького-маленького города Сланцы. Это Ленинградская область. Ходила там в спортивную школу на легкую атлетику. Это было просто для себя, у меня не было результатов и перспектив. Просто что-то вроде хобби — не хотела сидеть дома. Однажды к нам школу пришла мой будущий первый тренер, которая работала в Санкт-Петербурге. Она пригласила парней и девушек из нашей спортшколы попробовать себя в кёрлинге. Ребята поехали, а я не подходила по возрасту — пошла в школу в 6 лет, и одноклассники и партнёры по тренировкам были старше меня. Им понравилось, многие постепенно перебирались в Петербург, их взяли в училище олимпийского резерва.
Однажды одноклассница пригласила меня на тренировки. Я тогда училась в 9 классе, мне было 15 лет. В секции сказали: «Ок, если тебе нравится, можешь приезжать каждые выходные». Нужно было ездить каждое воскресенье. Автобус уходил в 5:15 утра. Сначала едешь 3 — 3,5 часа на автобусе, затем на метро добираешься до катка, а потом ещё идешь пешочком. Около пяти часов в сумме. Два часа тренируешься… И такой же путь домой! Такие тренировки были раз в неделю.
Потом меня пригласили в команду Ленобласти. Набирали два коллектива — мальчиков и девочек. Тогда образовалась моя первая команда, мы выезжали на сборы, участвовали в соревнованиях. Какое-то время я продолжала свои воскресные путешествия из Сланцев. После 11 класса переехала в Питер, поступила в институт. Там уже всё стало спокойней, по 5 часов ездить больше не требовалось.
Тяжело было просыпаться в 5 утра на кёрлинг?
Самое трудное было, когда мы ходили на дискотеки. Это ведь подростковый возраст. Иногда поздно возвращались, и ехать в Питер хотелось не всегда. Бывало, что мама пинками выгоняла. Но такое было нечасто. Как правило, ты всю неделю ждёшь эту тренировку. Ждёшь момента, чтобы поехать. Ждёшь этого путешествия. Видимо, я влюбилась в кёрлинг с первого взгляда и ждала занятий с нетерпением.
Как твои знакомые в Сланцах относились к кёрлингу?
Многие спрашивали: «А что это?». Он ведь стал более-менее популярным только в последние несколько лет. Думаю, рост интереса произошёл после Олимпиады в Сочи. Раньше с этим было хуже. Если кто и знал, то говорил: «О, это где булыжники бросают!». Никакой информации не было, только какой-то размытый образ.
А что по поводу шуток про женщин, которые бегают со швабрами?
Ой, они уже надоели. Как не были смешными, так такими и остаются. Уже никак на них не реагируешь. Ну да, очередная «оригинальная» шутка. Ха-ха.
Они ещё встречаются?
Постоянно! Когда человек узнает, что я кёрлингистка, начинает говорить про швабры, про «помыть полы». Ребята, это неоригинально.
У тебя уже были медали чемпионатов мира в команде Анны Сидоровой. В этом году ты взяла серебро уже как скип. Сложно быть главной в команде?
Не могу сказать, что сложно. Главное, хорошо настроиться и справиться со своими мыслями. Тут больше дело в психологии.
Чемпионат мира — 2021. Как он сейчас выглядит в твоей голове?
Только приятные воспоминания. Иногда думаю о том, какие сложные броски приходилось совершать и на ум приходит мысль: «Как я вообще могла такое сделать?». Но были и лёгкие, которые не получались. Нас устраивает результат. Второе место — мотивация на будущее. Это не первое, чтобы мы не зазнавались. Есть, к чему стремиться.
Лучший матч для сборной России на том турнире?
С Канадой в группе была неплохая игра. Трансляций было не так много — по-моему, всего три. Но этот матч показывали. В первом энде у нас украли три камня. У нас было право последнего броска, но я его не сделала. Должны были набирать сами, а вместо этого отдали три сопернику. Потом всю игру потихоньку выкарабкивались со счёта 0:3. И у нас это получилось! Было прикольно, когда ты выходишь злой после такой ошибки, но тебе нужно сдерживать себя и не заводить команду, потому что девчонки тоже расстроены. Надо сохранять самообладание.
Недавний чемпионат мира заставил почувствовать повышенное внимание к кёрлингу?
Это всё было только в соцсетях. Мы же играли в «пузыре». Ездили только на каток и в отель. Но после прилёта в Россию нас очень круто встретили. С огромным флагом — почти на весь аэропорт, был гимн, много волонтёров. Честно говоря, я была в некотором оцепенении от всего этого. Не ожидала, что встреча будет такой масштабной.
После того, как мы заняли второе место, очень много человек написали поздравления — около трёх сотен во всех соцсетях. Это много, у меня ведь никогда не было большого количества подписчиков. Старалась всем ответить, в инстаграме точно.
Читаешь, что пишут про тебя в СМИ?
То, на что натыкаюсь в соцсетях. Например, инстаграм нашей федерации выкладывает много всего интересного.
Гуглишь себя?
Гуглю. Википедию тоже смотрела. Было интересно, что там написано.
Судя по трансляциям, у тебя очень дружная команда. Проводите время в жизни?
Мы дружим, но проблема в том, что девочки из Москвы, а я из Питера. Ещё к нам добавилась Юлька Портунова, она из Калининграда. Поэтому нам сложно пересекаться в обычной жизни. Но с Катей Кузьминой приезжаем друг к другу. Она ко мне в Питер, я к ней в Москву.
Кёрлинг — основное занятие в твоей жизни?
Да, только он.
А сейчас реально человеку прийти в 15 лет в кёрлинг и стать вице-чемпионом мира?
Мне кажется, вполне реально. У меня же получилось. Важно, к какому тренеру ты приходишь. Если он хороший, то накататься можно за три года.
А если я начну в 27 — перспективы есть?
Да! Зависит от того, к какому тренеру пойдёшь. И от того, сколько ты будешь тренироваться и как отдаваться этому делу.
В следующем сезоне Олимпийские игры. Твоё место в Пекине — уже решённый вопрос?
Тренерский штаб будет решать, какая команда поедет на Олимпиаду и чемпионат Европы. Но, так как мы хорошо выступили на чемпионате мира, не думаю, что в нашем составе будут какие-то изменения. Думаю, что мы и останемся такой командой. По крайней мере, такую мысль выразил тренерский штаб.
При каком результате на Играх ты была бы довольна собой? Золото? Медаль? Топ-5?
Я максималист. Любое место на подиуме будет крутым, но хочется золота. В женском кёрлинге можно обыграть любого соперника. Непобедимых нет. Всё зависит только от тебя, насколько свежей будет твоя голова.
Кого считаешь главными соперницами?
Швейцария, Швеция, Канада — сборные, от которых не ожидаешь плохой игры. Эти команды — наши самые главные конкуренты на крупных турнирах.
Что нужно сделать, чтобы кёрлинг больше смотрели?
Больше показывать. Сейчас это в основном делают только «Матч» и «Евроспорт».