Леди, лёд и пламя: как развивается кёрлинг в Удмуртии

Героини материала – сёстры Нурия и Рузиля Тухватуллины – взяли в руки щётки для кёрлинга пять лет назад. Сейчас они руководят Федерацией кёрлинга Удмуртии и с удовольствием обучают всех желающих ребятишек правильно обращаться с камнями.


Что такое сто камней для огромной страны? Капля в море. В «лихие» 90-е кёрлинг продолжал оставаться видом спорта «не для всех». Играли в него единицы, просто потому что только единицы и знали о существовании этой игры. В информационном плане лёд тронулся только в 1998, когда кёрлинг дебютировал как олимпийский вид спорта на Олимпиаде в Нагано. Именно тогда большинство россиян впервые увидели на экранах телевизоров странных людей со швабрами в руках, вдохновенно расчищающих лед перед катящимся гранитным камнем.


Среди тех, кто старался не пропустить ни одной олимпийской трансляции по кёрлингу, был и Игорь Максимов, первый председатель Федерации кёрлинга Удмуртии.

Юношеская мечта сыграть в кёрлинг сбылась только в 2012 году. В столице-матушке судьба свела Максимова с одним из зачинателей отечественного кёрлинга легендарной Ольгой Андриановой, которая на тот момент была ответственным секретарем Федерации. Она с удовольствием согласилась обучить молодого человека азам игры.


Приятное удалось совместить с полезным: в той же поездке Игорь Максимов встретился с руководителями Федерации кёрлинга России и представил свой план развития кёрлинга в Удмуртии. Так на кёрлинговой карте страны появился ещё один регион. По заведённой в кёрлинге традиции неофиты получили в подарок инвентарь: комплект драгоценных в прямом смысле этого слова камней, который стоит как хороший подержанный автомобиль.


Пионеров удмуртского кёрлинга поначалу приютил Ледовый дворец «Спутник», что в соседнем Агрызе. Там они и играли несколько месяцев, до первого ЧП – случилась утечка воды и каток был закрыт на ремонт. Какое-то время наши кёрлеры, совсем как шотландцы полтыщи лет назад, играли под открытым небом. Но уже в 2013 на территории спортивного комплекса «Чекерил» состоялось торжественное открытие центра адаптивного спорта «Удмуртия», вскоре это место стало родным домом для всех кёрлеров республики. Сейчас на ледовой коробке под сводами центра в Удмуртии кёрлингом занимаются две группы: мальчишки и девчонки от 11 до 17 лет и слабослышащие.


Последние несколько лет лицом удмуртского кёрлинга являются сёстры Нурия и Рузиля Тухватуллины. С кёрлингом они познакомились, как это часто бывает, волей случая.

— Смотрели с мужем зимнюю Олимпиаду по телевизору. Всё подряд – биатлон, хоккей, — вспоминает своё знакомство с игрой Рузиля. — И вдруг странная картинка перед глазами – двое мужчин в спортивных курточках и брюках энергично натирают швабрами лёд впереди катящегося камня. Рядом партнёры по команде что-то увлечённо подсказывают: «ап, ап, ап!» Смешно и увлекательно одновременно. Захотелось попробовать.


— Лучше один раз сыграть, чем сто раз увидеть. Но долгое время это так и оставалось мечтой, — включается в разговор Нурия. — Прочитали, что в кёрлинг можно сыграть в Екатеринбурге, собрались уже туда съездить, как вдруг оказалось, что кёрлинг в Удмуртии существует, причём уже давно. Собрались семьями – с мужьями, с детьми – и отправились играть. И нас это по-настоящему зацепило. Было это пять лет назад. Вообще-то мы приходили играть, а не руководить. Но жизнь – штука непредсказуемая. Три года назад мы возглавили региональную федерацию кёрлинга. Обязанности разделили сразу. «Не уверена, что у меня получится на постоянной основе тренировать детей разного возраста», — призналась Рузиля. А я ненавижу заниматься бумажной работой, по совести говоря, мне ближе живое общение. Так и поделили обязанности. Рузиля возглавила Федерацию кёрлинга Удмуртской Республики, а я выбрала тренерскую работу. При этом Рузиля помогает мне и на льду. Одному тренеру тяжело справиться со всеми, тем более, когда приходят новенькие. Им нужно уделить время по максимуму, а общая дисциплина от этого хромает – дети есть дети, минут 15 они ещё могут себя хорошо вести, а потом начинается бедлам.


— Чтобы разрешить проблему с тренерским составом, мы планировали заключить договор с институтом спорта при УдГУ для прохождения практики студентов, но пока, к сожалению, никто не откликнулся, — говорит Рузиля. — Посмотрим, что будет дальше. Ну не может такого быть, чтобы кёрлинг совсем никому не был интересен!


В каждой игре свои секреты. Но вообще-то главное правило в кёрлинге – это честность. Существует даже специальный кодекс «Дух керлинга» (The Spirit of Curling), написанный в незапамятные времена. «Настоящий кёрлер предпочтёт проиграть, чем выиграть нечестно», — говорится в нём.

Нередко, когда разница в классе между командами видна невооруженным глазом, более сильная команда позволяет себе «минутную слабость».


— Мы не только тренируемся, но и сами играем, иногда принимаем участие в соревнованиях – в конце августа съездили в Новосибирск на Кубок России среди смешанных команд, — рассказывает Нурия. — Ребята – наши соперники – видели, с каким уровнем мы приехали и играли с нами очень лояльно. При желании, думаю, они могли нам «вкатить» все восемь камней, но они не создавали на льду слишком сложные ситуации. Для них это было что-то вроде тренировки. Мы ставим камень – они выбивают и так повторялось. В какой-то момент они нам стали откровенно поддаваться. «Ну, зачем?» — удивляюсь я. «А это… Это по правилам», — пожимают они плечами. «Ребята, — говорю, — за суперджентльменство спасибо, но нас это не спасёт».


— Нам очень помогает Федерация кёрлинга России. Мы постоянно на связи – Федерация регулярно проводит обучение, причём обучение проходит бесплатно. Нам помогают не только словом, но и делом, — говорит Рузиля. — Для популяризации кёрлинга в республике нам прислали комплект для игры в напольный кёрлинг. Баннер с разметкой, камни – кто-то скажет, что ничего особенного, однако стоит он 100 тысяч. С этим набором мы решили совершить весной этого года рейд по школам, чтобы записать всех желающих. Желающие были, к нам записывались, но одного желания ребёнка мало – необходимо, чтобы идеей загорелись родители. На их энтузиазме во многом и держится наша детская секция по кёрлингу.


Мы ставили перед собой основную задачу — построение системы тренировочного процесса. И эта задача была решена благодаря специальной тренерской программе Федерации кёрлинга России – в рамках проекта к нам приехала известная кёрлингистка Ульяна Васильева чемпионка Европы 2016 года, призёрка зимних Универсиад, участница чемпионата мира и Олимпийских игр. На протяжении двух месяцев Ульяна жила в Ижевске и за это время успела выстроить систему тренировок.


— Ульяна нам очень помогла. Мы, взрослые, слушали её лекции с не меньшим интересом, чем дети — всё же мы с Рузилёй не профессионалы, а любители. Задавали вопросы, на которые Ульяна подробно отвечала. А как её дети полюбили! У нас тогда 25 человек занимались, но по разным причинам на тренировке больше 15 не было. Когда приехала Ульяна, посещаемость стала стопроцентной. Недавно ребята меня спрашивали: «Ну, когда же она снова приедет?» Новички удивлялись: «Да кто приедет? Кто это вообще?» И один мальчик с придыханием ответил: «Вы что, не знаете Ульяну Юрьевну? Эх, вы! Ульяна Юрьевна – это… это…» Он так и не подобрал подходящее красивое слово, до такой степени его переполняли эмоции.


— Я обязательно вернусь, когда появится время, — обнадёживает Ульяна своих юных и взрослых поклонников. – Пользуясь случаем, хочу поблагодарить нашу Федерацию за то, что мне предоставилась возможность поработать в данном регионе. Это был очень интересный опыт. Мы продолжаем созваниваться, списываемся, если нужна какая-то помощь, я всегда на связи. В этом плане у нас нет проблем. Мне очень понравилось в Ижевске: дружный коллектив, детки очень талантливые. Только зимой очень холодно.


Всё было бы хорошо, если бы не одно большое «но» — местоположение Ледового дворца. Как редкая птица долетит до середины Днепра, так редкий ребёнок, если у мамы с папой нет автомобиля, доедет до ледового в ЦАС, который расположен в Чекериле.


— Это наш дамоклов меч. Нужен автобус, который собирал бы ребят по городу, но пока этот вопрос остаётся открытым. Чиновники обещали помочь – ждём, надеемся, — вздыхает Рузиля. – Из-за этого страдает количество занимающихся — сейчас на регулярной основе секцию посещают 20 человек в возрасте от 11 до 17 лет. Хочется, чтобы занимающихся кёрлингом на постоянной основе было вдвое больше.


Кёрлинг называют шахматами на льду. Фраза избитая, как герой Сталлоне в фильме «Рокки», но именно она и точна. Здесь разыгрываются дебюты, продумывается стратегия игры и думать здесь надо не меньше.


— Точно так же, как в шахматах, в кёрлинге важно уметь просчитывать варианты на два-три хода вперёд, — объясняет Нурия. — На что это ещё похоже? Многие новички, когда приходят на мастер-классы, говорят: «О, да это как боулинг!» Но с боулингом общего  мало. Кроме шахмат кёрлинг похож на на бильярд – здесь математический расчёт важен, нужно выцелить угол, рассчитать силу, направленность удара.


На соревнованиях в Самаре ульяновские коллеги делились с нами опытом – в некоторых школах на занятиях физкультурой стали играть в кёрлинг. В Ижевске сделать подобное проблематично, однако опыт Ульяновска можно использовать, например, в Можге, где три года назад открылся отличный спортивный комплекс. Рузиля ходила в Минспорта с просьбой открыть подразделение в Можге – если этот вопрос удастся решить и получится поставить тренировочный поток, будет интересно.


У юных кёрлингистов республики уже появились первые успехи – команда юношей (до 17 лет) завоевала бронзу на соревнованиях в Самаре. И довела любимого тренера до слёз.

— Вытащили на везении и характере. Это была приятная неожиданность – до соревнований я бы посчитала пятое или шестое место вполне удовлетворительным результатом, — улыбается Нурия. — Могли замахнуться и на второе, потеснив команду Татарстана, но это, наверное, было бы уже слишком. Я вообще человек эмоциональный – меня этот успех растрогал до слёз. Сижу, знаете, реву, люди подходят, спрашивают, что случилось. Не обращайте, говорю, внимания. Это слёзы счастья.


— Очень хочется надеяться, что этот успех получится развить, — подытоживает Рузиля. – Но для этого необходимо поднять популярность кёрлинга в республике. Летом на набережной ижевского пруда мы проводили мастер-класс по напольному кёрлингу. Многие люди подходили и удивлялись: а что, есть такая игра, оказывается? Радовало, впрочем, то, что потом люди оставались поиграть. Это даёт нам надежду – а чем ещё жить?


Материал общественно-политический журнал «Деловая репутация»