Прививкова: ОИ это не чемпионат, это гораздо масштабнее
В гостях редакции газеты «Московский комсомолец» побывала экс-скип сборной России по кёрлингу, участница двух Олимпийских игр Людмила Прививкова.
Людмила рассказала о том, какие ощущения испытывают спортсмены, которые впервые принимают участие в таком масштабном соревновании как Олимпийские игры, о сложившейся ситуации с российским кёрлингистом и о женском турнире, проходящем на данный момент на олимпийской арене в Корее.
Много неудач на старте, шансов на плей-офф нет. Вот и приходится гадать на расстоянии почти в 7000 километров, в чём причина.
Это Олимпийские игры. К ним готовятся 3 года, два из них отбираются. Их ждут и понимают, что новый шанс поехать – он так нескоро! А что там будет через 4 года? И всё вместе сказывается на том, что вы выполняете на льду. Я думаю, это во всех видах спорта…
А внешние факторы сказаться не могли? Лёд, влажность, атмосферное давление. Да мало ли…
По играм наших девушек было можно обратить внимание: Вита Моисеева не раз говорила, что у неё сильнее камень валит, чем у девочек. И ещё будто он рывками идёт, так что есть подозрение, что местами стёрлись «пэблз». Но здесь так. Кто первый лёд прочитал – у того и преимущество. Всё надо учитывать при выполнении броска. А турнир нужно доиграть до конца. Всё закончится с последним броском твоей команды, и мы всегда настраивались по такому принципу. Сейчас очень переживали. Хотели медалей, высокого места и посылали позитивные флюиды.
Раньше, чем всё разрешится и CAS определится со сложным вопросом, не хотелось вновь поднимать тему с допинг-пробой Александра Крушельницкого в микс-дабл, но вашего мнения, Людмила, не спросить не могу.
Для нас, игроков, кёрлинг всегда был и остается честным и интеллигентным видом спорта. Это вообще его основа. Я по себе и коллегам знаю, как строго следят за медикаментами и едой спортсменов тренеры, как сами спортсмены осторожничают не только с препаратами, но и с едой, напиткам. Случись простуда, ни одни капли не закапываются в нос, прежде чем не будет получено "добро" от доктора. Я очень переживаю. Считаю, что эта первая российская медаль в кёрлинге заработана честным многолетним трудом. Ей радовались ребята и все мы. Я уверена, что ФКР приложит все усилия и защитит нашего спортсмена. Так и напишите: Саша и Настя, мы с вами!!!
Вернёмся к "классике". Канада по праву выиграла микст-дабл, она была на голову выше других и наиболее опытная в плане Олимпиад: они уже были на играх в "классике". Так вот, с нынешней классической Канадой что происходит?
Я думаю, что опять же могло сказаться отсутствие опыта участия в Олимпиадах. Им более привычно на чемпионате мира. Там немного проще. И турнир сам часто в Канаде проходит. А здесь Олимпиада. Они осознают, что медали – это без сомнения, а в идеале это должно быть «золото». В Сочи была победа. И канадки изначально ехали защищать титул, завоёванный не этой пятеркой. Канадки такие же люди и тоже волновались.
Примечание "МК". Перед матчами заключительного тура в полуфинал гарантированно прошли Корея (7 побед - 1 поражение), Швеция (6-2) и Великобритания (6-3), при этом претендовали на продолжение борьбы Япония (5-3) и США (4-4). Россия могла занять как 9-е, так и 7-е итоговое место.
В марте 2017 года на чемпионате мира в Пекине как-то было незаметно, что у них есть нервы. 13 побед из 13. Ну да, одна в экстра-энде с нашими, это России в актив, пожалуй...
Но сейчас это Игры. К ним все готовятся 3 года. Из них два – отборочные к новой Олимпиаде. Все ждут, но понимают, что новый шанс представится довольно нескоро. И всё это сказывается на том, что ты выполняешь на льду. Я думаю, кёрлинг в этом отношении не особенный, это есть в любом виде спорта.
Перед Олимпийскими играми российская команда и её тренер Сергей Беланов признали, что соревновательной практики в сезоне было несоизмеримо больше, чем тренировочной, которую они «добирали» на сборе в Саппоро с 31 января. Не это ли стало причиной неудач?
Как правило, соревновательная практика всё-таки важнее. И хорошо перед стартом сыграть какой-нибудь турнир. Как делают тренеры? Обычно после отпуска летом начинается физическая подготовка, потом приходит ледовая. И вот она как раз начинается с техники. А связано это с тем, что в середине сезона её уже не меняют. Она как новые ботинки практически. И уже в середине сезона корректируют технику очень аккуратно, чтобы не навредить. Если основательно исправлять что-то в своих действиях, можно провалить абсолютно всё. Сейчас, когда я наблюдала за Витой, как раз и боялась, что она начнёт что-то резко подправлять, подкручивать камень иначе. Тогда можно вообще потеряться. Если и вносятся изменения, то очень осторожно и аккуратно. И решение должно исходить от тренера, самостоятельность здесь не приветствуется. Так что не могу сказать о недостатке уровня подготовки в российской команде.
Я всё-таки склоняюсь к волнению. Смотрите, почти все игры были очень ровные, везде оставались шансы и возможности. Провалов-то в принципе не было. Даже с Японией: при 4:5 девочки просто пошли на риск и стали играть «за центром», что логическим образом оказалось на руку команде без последнего броска. И наши уступили три камня. А сколько игр отдано в одно очко! Достойно, считаю.
Плюс зрители порой служат помехой. Мы же слышим, как они орут, когда на соседней дорожке Корее что-то хорошее удается! Это нервирует. Ты не слышишь девочек, они тебя. Очень отвлекает, если ты готовишься в колодке или уже делаешь бросок. Но знаете, порой и в Канаде зрители не очень готовы соблюдать фэйр-плей. В Сочи-2014 болельщики тоже грешили этим, но быстрее поняли, что чужим ошибкам радоваться – дурной тон. А в Ванкувере у нас было и такое.
Кто порадовал на предварительном этапе?
Шведки очень уверенные, на мой взгляд. Японки, как ни странно. Раньше от Азии фаворитами считались всё-таки китаянки. Но при этом все без исключения азиатские команды отличаются трудолюбием и напористостью. А ещё привлекают канадских специалистов. Вот и результат.
Людмила, мы ещё смеялись как-то: китаянки на заре становления их кёрлинга с вас всё копировали! Как с космосом просто.
Ага, мы же знаем, какие они копировальщики. Делают реплики любых предметов, товаров, стилей. И мы однажды заметили, что действия и ритуалы перед игрой они копируют за нами. В технике исполнения бросков замечали тоже.
Нам сильные конкурентки к тому времени перестали всё рассказывать, не то, что раньше: поначалу было: «Добро пожаловать в кёрлинговую семью!» Но нам мало кто подсказывал, как готовиться. Но Китай, который ставил кёрлинг в стране почти одновременно с Россией, и к нам присматривался. А уж когда мы первыми начали делать пробежки перед играми, они стали это делать тоже. Теперь это практикуют все. Времена меняются. Раньше чутье льда, опыт и, конечно, талант были главными факторами успеха. Теперь выносливость, причём как один из главных таких факторов. Свип стал играть иную роль. Протащить камень на гораздо большее расстояние и траекторию сильнее подкорректировать - реально. Сила, с которой ты плавишь лёд, решать стала больше.
* * *
Вообще, изменений в игре с начала нового века много произошло?
Раньше на хог-лайн сидели судьи. Они фиксировали: пересёк камень линию или нет. Понимаете, речь шла о том, засчитан ли будет бросок или нет. Можно сказать, это был субъективный фактор. Судья мог ошибиться, но решение его было окончательным. Потом вместо них появилась система с лампочками. Щётки новые всё время придумывают. 2 года назад появились такие, что вскоре их пришлось запретить. Они портили лёд, так что от них вреда было больше, чем пользы. Один производитель в Канаде придумал специально скользящие по льду круги на подошве обуви, которые можно переставлять в зависимости от желаний игрока в том или ином моменте. Это прогресс. Но его регламентируют правила. И ещё очень важно: раньше игровое время было как в шахматах – на обдумывание и сам ход. А теперь учитывается только время на обсуждение. Потому что была очевидная несправедливость: постановочный бросок в дом выполняется дольше, чем тейк-аут. Теперь пришли к компромиссу.
Раньше вопрос о последнем броске решался монеткой. Сейчас только право первой и второй разминки разыгрывается так. А хаммер – тестовым броском. Не стоит на месте мировой кёрлинг.
Есть американский игрок, который выступает 8 лет в одних кедах, они уже рваные. Это суеверие, или просто – от добра добра не ищут?
В Канаде есть производители, которым приносишь любую спортивную обувь, в том числе кеды. И они к ним приделывают скользящую поверхность. А кто-то вообще играет в разных ботинках! Это как в фигурном катании. Они же не поедут на соревнования в совсем новых коньках. Обувь у всех нас изначально тоже на тренировке кажется неудобной, жмет, ногу натереть можно. Должно пройти время, чтобы ботинки "обкатать". Но не исключено, что для американца это ещё и талисман. Может, он выиграл большие соревнования или спас безнадежный матч! Как теперь ему от такой обуви отказаться?
У вас нет такого, как в фигурном катании, с какой ноги зайти?
Такого нет. Но существуют определенные ритуалы. И их лучше не нарушать. Всё это рождается из-за рутины. Даже в мелочах. В день матча все должны вместе позавтракать, вместе поехать в одном автобусе. Процесс подготовки к игре начинается с самого утра. Потом переодеваемся в игровую форму. Перед броском ты садишься в колодку, протираешь камень. Нужно не отступать. По играм Саши и Насти в микст-дабле однажды игрок поспешил, не протёр камень – и бросок не получился.
Ваше выступление в Турине 2006 года до сих пор остаётся лучшим для наших классических команд на Олимпийских играх – 5-е место. Для вас это был дебют, к тому же в роли скипа. Как получилось столь удачно сыграть?
Играя первый матч, я и не понимала, что это началась Олимпиада. Когда мы на неё отобрались, ловили себя на мысли, что всё ещё не скоро, столько времени на подготовку. И не было в Турине чувства, что вот оно, началось! И всё как во сне. Но вы знаете, есть момент, который хорошо видно со стороны. Нынешним девчонкам, возможно, кажется, что они предельно спокойны. Но мы же видим, что это не совсем их игра. Есть недочёты, волнение. Они могут действовать лучше, броски делать сложнее. Мне кажется, Олимпиада может как прибавить духа, так и парализовать. Но если она первая для тебя, это невероятное чувство. В Турине две заключительные встречи раунда-робина мы проводили против двух сильнейших команд того времени - это шведки со скипом Анетт Норберг и норвежки во главе с рекордсменкой книги Гиннесса Дорди Агатой Нордби. Она с юности играла до недавних пор. Это сейчас вид пережил омоложение.
Потому что физические требования возросли?
Совершенно верно. Подготовка в спортзале, включая штангу. Работа на выносливость. А те две игры мы на первый взгляд вряд ли могли забрать у скандинавок. Что нам помогло тогда? Не скажу однозначно. Расслабились в плане волнения? Сплотились? Но нам удалось фаворитов обыграть. И мы единственные, кто одолели чемпионок Турина-2006, а затем Ванкувера-2010. Две победы помогли подняться повыше, стать пятыми. В то время ещё никто от нас в России не ждал медали. Опыта не хватало, международных побед особенно не было. Специального льда тоже. И для страны это были вторые игры в истории. В 2002 году к Солт-Лейк-Сити меня главный тренер и в то время президент федерации Ольга Андрианова рассматривала как кандидата, но я по возрасту не проходила никак. Были ограничения. Сейчас, кажется, их нет.
Но пятое место нас не огорчило. И вообще, сложно описать эмоции спортсмена, попавшего на Игры. Это как в космос полететь. Пока не окунёшься сам, никто тебе не расскажет, не опишет. И ещё столько видов спорта собрано в одном событии. Вы выступаете одной большой командой. В этом тоже особенность.
А вы следили за другими видами спорта?
За фигурным катанием наблюдала с детства. Большинству девочек нравится. Удавалось с некоторыми познакомиться, сфотографироваться. Мы фото эти в рамочки дома вставляли. За хоккеем все следят традиционно. Это наш вид национальный, к тому же игровой командный. Как у нас. И если в столовую приходит толпа высокорослых крепких парней в нашей олимпийской форме – можно сразу подойти и спросить: ну как ощущения после игры, всё ли удалось? Поздравить их. Болели, смотрели. Если, конечно, время позволяло. И была возможность достать билеты. Когда игры наши заканчивались, нам старались обеспечить проходки на другие соревнования. Но не всегда успешно. В Ванкувере вот Аня Сидорова и Рита Фомина с трудом попали на фигурное катание – они очень хотели, потому что занимались сами. А я и все остальные компанию им составить не смогли. Аншлаг.
* * *
Сейчас, говорят, на микст-дабл попасть было затруднительно.
Могу понять. Мне некоторые друзья в эти дни говорят: вот, теперь, наконец, понятно, что нужно делать в кёрлинге. Играть вполне можно и любителям. Но для создания популярности нужны люди, кто будет продвигать вид спорта. ФКР в этом направлении делает большую работу. Видно по вовлеченности регионов. Но, в то же время нельзя не оценить заслуг первооткрывателей. Тогда тоже появлялись места для занятий, подтягивались хотя бы ближайшие города и области. Но ещё важно, чтобы про нас говорили. А показывали в то время только Олимпиаду. Причём, как правило, по ночам и по два-три энда. Так было в 2010-м. А четырьмя годами ранее в Турине не показали вообще, только в новостях. Нам надо было только выигрывать. Вот вам и замкнутый круг. Не показывают, потому что непопулярно, а непопулярно, потому что не показывают.
Конечно, сейчас можно увидеть, какая большая работа ведётся, как достигается эта популярность. Не только площадки нужно оценивать, а даже уровень подготовки болельщиков. У них вопросы стали умнее. Правила вроде простые, но тонкостей у нас много. Даже среди профессионалов не отыскать людей, знающих про кёрлинг абсолютно всё. Всегда можно улучшить тактику и стратегию, минимизировать ошибки.
Получается, проблема в том, что Россия позже всех открыла для себя эту страницу, в то время как у соперников было элементарно больше времени погрузиться в кёрлинг?
Да. Та же норвежка Нордби с конца 70-х годов выступает. А нашей федерации в этом году только 27 лет.
Кстати, как вам нынешнее качество подачи материала на ТВ?
Молодцы. Стали приглашать профессиональных игроков. Все учатся. Игроки – работе на ТВ, тележурналисты – премудростям кёрлинга. И получается тандем, который помогает зрителям разобраться в правилах, понять все задумки. Кёрлинг многие считают не зрелищным. Потому что на первый взгляд в неё всё такое… вялотекущее. Ведь не мелькает шайба, как в хоккее, нет гонки, как в лыжах и коньках. Плюс ещё 3 часа надо выдержать у телевизора. Но раньше, когда комментировали те, кому это поручили в приказном порядке от безвыходности, то и термины использовались собственного сочинения, и случались порой совершенно некорректные трактовки ситуации. Привозит команда гард первым броском по задумке, а человек в студии: «Как же так? Даже до дома не довезли!». Ещё пример. Команда ведёт в счёте много очков, то первый камень в энде можно пробросить в аут. Потому что много камней в доме – тоже плохо, это на руку сопернику. У нас говорят: меньше камней – меньше проблем. А наши комментаторы не разобравшись: «Какой ужас!». А зрители видят и тоже думают, что игроки наши совершают такие детские ошибки. Сейчас этого нет. Звучат нормальные термины, комментаторы понимают, какой бросок сейчас будет исполнен. И даже зрители уже оперируют такими словами как ти-лайн, тейк-аут, фриз…
В общем, за Олимпийскими играми следите!
Ночью смотрю кёрлинг, просыпаясь, как и все, по будильнику, а утром в новостях вижу хорошее освещение наших успехов или неудач в других видах спорта. Конечно, Олимпиада в Азии или Америке в силу разницы во времени – это бессонные ночи для болельщиков из Европы. Я теперь поняла своих родителей, как им было трудно, когда мы играли на других континентах.